Древнерусские изразцы XVII века 
Предисловие Муравлёные изразцы
Предисловие Предисловие к web-изданию
Орнаментика русских изразцов XYII века
Терракота в XYII веке Разновидности и конструктивное оформление изразцов
Изразцы XYII века
ПРЕДИСЛОВИЕ К WEB-ИЗДАНИЮ
   В папке размером 270х340 под общим заголовком "А. В. Филиппов Древнерусские изразцы Выпуск II: Изразцы XYII века. Период освоения ремесленной техники массового художественного производства. г. Моск-ва, 142 м.п.с. Таблицы с 93 цветными рисунками» находится уникальная рукопись, которая была передана мне в начале 90-х годов прошлого века.
   Судьба этой рукописи весьма необычна, но об этом поговорим позже.
   Автор, известный специалист в области «русского стиля» в древнерусской керамике профессор А.Н. Филиппов, предполагал, что будет под-готовлено четыре выпуска:
   Выпуск 1-й. Введение. Кирпичные рельефы и балясины XY века. Глазурованные плиты и изразцы XYI века. Терракотовые изразцы XYI ве-ка и первой половины XYII века. Эмалированные рельефные изразцы с сюжетами XYII века.
   Выпуск 2-й: Изразцы начала второй половины XYII века - периода усиленного влияния Запада, технологических и стилевых исканий.
   Выпуск 3-й: Изразцы развитого ценинного дела. Главные центры и мастера изразцового производства второй половины XYII века и начала XYIII века.
   Выпуск 4-й: Изразцы переходного к «живописным» типа. Стиль и технология древнерусских изразцов как культурное наследие.
   Для исполнения своей задачи автор отобрал и воспроизвел более 330 облицовочных плит и изразцов XY – XYII веков из 35 городов и населенных мест. Об основном содержании предпринятого исследования ав-тор знакомит нас в предисловии к первому выпуску издания. « Это слож-ное и малоизученное явление предстает в движении, ясно видны его развитие и перерождение, поступательное движение и реакции торможения. Впервые в этой области декоративного искусства явно выступает нали-чие местных особенностей в стиле и технике. Неповторимое своеобразие, художественное мастерство и производственная оправданность «эмалевого рельефа» русских изразцов делают эти доныне неизученные памятники ценным культурным вкладом во всеобщую историю искусства и в особенности в историю керамики.»(А.В.Филлипов. Древнерусские изразцы. Выпуск I, XY – XYII века. М.: Издательство Академии Всесоюзной Архитектуры Архитектуры. 1938 г. с.5.)
   К сожалению, удалось выпустить в свет только первый выпуск издания, которое содержит два текста: на русском (1-72 с.) и французском языках (73 - 90 с.), а также том таблиц с 87 цветными рисунками.
   К концу 40-у года был подготовлен для печати второй выпуск издания, который прошел все необходимые этапы подготовки к публикации, включая и редактирование, и корректуру. Для печати уникального изда-ния была выбрана 21-я типография ОГИЗ им. Ивана Федорова, где был напечатан первый выпуск. Типография находилась в Ленинграде, на ули-це Звенигородской в доме 11. Типография располагала современной на то время полиграфической базой, которая позволяла воспроизвести цветные рисунки, сделанные с подлинных керамических образцов.
   Трагедия Великой Отечественной Войны, унесла от нас не только миллионы людей, но и часть исторической памяти, которая была закреп-лена в тысячах образцах культурного и научного наследия. В их число вошел второй выпуск издания, рукопись которого сгорела после очередной бомбежки города на Неве.
   После окончания войны, лаборатория Керамики Академии Архитектуры (как ее упрощенно называли) занималась вопросами использования керамических элементов при строительстве высотных здании в Москве и других городах. Однако коллектив лаборатории не забыл о своей цели – публикации результатов исследования в области древнерусских изразцов, и постепенно воссоздавал заново тексты и рисунки для будущего издания. Но и здесь история внесла свои коррективы. В конце 50-х годов упраздняется Академия Архитектуры, а лаборатория Керамики закрывается. Умирает основатель научного направления. Часть материалов оседает в различных архивах, на полках бывших сотрудников лаборатории большая часть материалов была уничтожена безхозяйственностью тех времен.
   В 60-х годах супруга А.В. Филиппова и архитектор Т.М. Меняева предпринимают усилия к формированию рукописи второй части исследования. С помощью М. Швецовой и Немчиновой (эти фамилии найдены мною на цветных рисунках изразцов, подготовленных для публикации) удается создать цветные копии древнерусских материалов и подготовить к публикации текстовую часть издания. Но и здесь энтузиастов ждала участь многих исследователей, результаты работы которых не могли найти путь к общественной жизни в те времена. Объемная переписка с различными чиновниками, которая хранится в папке с рукописью издания, не дала положительных результатов. Рукопись окончательно оседает на полке стеллажа нашей квартиры.
   Материалы к третьей и четвертой части исследования, мне думается, утеряны еще в те времена.
   А теперь вернемся к началу предисловия, когда мы отложили разговор о судьбе рукописи. Эту рукопись в виде двух папок и отдельного издания первого выпуска мне передала моя мама – Меняева Тамара Матвеевна, незадолго до ее кончины, когда мы начали говорить о сохранившейся живописи моего отца, в свое время строившего г. Мурманск. В процессе их поиска и была извлечена на свет Божий эта рукопись. Мама попросила найти способ издать ее, без всякой надежды на положительный результат. Теперь заботы о Филипповском наследии перешли ко мне, но положительные результаты в то время не были достигнуты. Перестройка и последовавшая за ней вакханалия, привели не только к гибели многих миллионов носителей национальной культуры, они также вычеркнули из нашего сознания многие исторические пласты. Уничтожались не только музеи, и библиотеки, но и даже понятия о возможной культурной миссии коммунистического этапа развития России. Конечно, в то время найти издателя было делом практически безнадежным, а нищета не позволяла выполнить данное мною обещание. Все спасались от разгула стихии безнравственности и о какой-либо благотворительной помощи не могло быть и речи.
   Выход оказался весьма неожиданным. Занимаясь вопросами педагогической информатики мне показалось уместным повторить различные варианты издания в форме текстового издания, в Интернете и на СD-диске. Одним словом, историческое развитие технологии позволило оказать помощь культурному развитию нации.
   Публикация рукописи в виде веб-издания имеет одно отличие от издания в виде книги или CD-диска, которое проявляется в отсутствии графической составляющей. Это сделано в целях экономии файлового пространства на нашем сервере. Однако, при необходимости, всегда можно приобрести и дисковую копию. Вполне возможно, такой подход позволит выполнить данное мною обещание опубликовать результаты весьма значительного научного исследования, имеющего ярко выраженное национально-историческое значение.
   Все замечания и предложения я с удовольствием готов обсудить, используя электронную почту: mmf@ibm.bmstu.ru.

Профессор М.Ф. Меняев

   


[  На главную  |  Предисловие  |  Предисловие к web-изданию  |  Терракота в XYII веке  |  Муравленые изразцы  |  Орнаментика русских изразцов XYII века  |   Разновидности и конструктивное оформление изразцов  |  Примечания  |  Приложение 1. Список иллюстраций в тексте  |  Приложение 2. Аннотации и рисунки изразцов  ]