Древнерусские изразцы XVII века 
Предисловие Муравлёные изразцы
Предисловие Предисловие к web-изданию
Орнаментика русских изразцов XYII века
Терракота в XYII веке Разновидности и конструктивное оформление изразцов
Изразцы XYII века
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: АННОТАЦИИ И РИСУНКИ ИЗРАЗЦОВ

88. Красный терракотовый рельефный изразец с изображением розетки на церкви Николы Мокрого (постр. 1672) в Ярославле. В центре изразца - рельефная семиконечная розетка-цветок, окруженная мелкими бутонами; по углам расположены четыре трехлепестковые пальметты. Изразец окаймлен плоской рельефной квадратной рамой. Трактовка рельефа неуверенная. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, квадратный, со сто-роной 172 мм. Поставлен на известковом растворе, в углублении кирпичной ширинки, на северной стороне галереи, идущей с трех сторон вокруг бывшей летней церкви, в нижних рядах. Постройка относится к 1672 г. (Самуил Мисланский, Церкви г. Ярославля 1781 г. - Ярославль, 1874, изд. В. Лествицина, стр. 53- 54). В 1915, 1916, 1921 и 1938 годах все изразцы галереи вместе со стенами находились под желтой окраской, из под которой сквозила известковая забелка. Рисунок изразца издается впервые. С изразца имеется эскизная зарисовка 1921 г. В.С. Воронова в Государственном Историческом музее в Москве, инв. № 52632/6, и фотографии И.А.Лазарева в Ярославле.




89. Красный терракотовый рельефный изразец с изображением птицы, на церкви Николы Мокрого (постр. 1672 г.) в Ярославле. На изразце, в плоской рельефной раме, профильное изображение птицы с распущенными крыльями и хвостом, поднимающейся с ветки и несущей в клюве цветок. В правом верхнем углу изразца неясная рельефная надпись, начинающаяся с буквы "М", в левых углах - трехлепестковые пальметты. Трактовка рельефного изображения реалистическая. Изразец из красной глины, оттиснут в форме. Размер 185 х 180 мм. Поставлен на известковом растворе, в углублении кирпичной ширинки, на южной стороне галереи, идущей с трех сторон вокруг бывшей летней церкви, в нижних рядах. Постройка относится к 1672 г. (см. аннотацию 88). Изразец закрашен холодным способом в желтый цвет поверх известковой забелки как 88. Рисунок изразца издается впервые. С изразца имеется эскизная зарисовка в Историческом музее, инв. № 52632/11, как 88.





90. Красный терракотовый изразец с изображением оленей, на церк-ви Николы Мокрого (потр. 1672 г.) в Ярославле. На изразце, в плоской рельефной раме, в нижней его части - профильное изображение скачущего оленя; голова оленя с длинными ветвистыми рогами повернута к настигающему его второму оленю, задняя часть туловища которого и рога срезаны левой и верхней сторонами рамки. В правом нижнем углу - трехлепестковая пальметта. Трактовка рельефа реалистическая. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, квадратный, со стороной 184 мм. поставлен на известковом растворе в углублении кирпичной ширинки, на северной стороне галереи, идущей вокруг бывшей летней церкви, в нижних рядах. Рисунок изразца публикуется впервые. О датировке постройки, закраске изразца в желтый цвет и наличии с него эскизной зарисовки (инв. № 52632/8) см. аннотацию 88.


91. Красный терракотовый рельефный изразец с изображением оле-ня, на церкви Николы Мокрого (постр. 1672) в Ярославле. На изразце, в плоской рельефной раме, - олень с ветвистыми рогами, бегущий по холмистой местности. Часть изображений на фоне неясна. В левом верхнем углу - трехлепестковая пальметта. Трактовка рельефа реалистическая. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, квадратный, со стороной 183 мм. Изразец поставлен на известковом растворе, в углублении кирпичной ширинки, на южной стороне галереи, идущей вокруг бывшей летней церкви, в нижних рядах. Рисунок изразца публикуется впервые. О датировке постройки, закраске изразца в желтый цвет и наличии с него эскизной зарисовки (инв. №52632/8) см. аннотацию 88.




92. Красный терракотовый рельефный изразец с изображением всадника с птицей, на церкви Николы Мокрого (постр. 1672 г.) в Ярослав-ле. На изразце, в плоской рельефной раме, - всадник на неоседланном коне-единороге. Торс всадника повернут в фас, ног в профиль, на руке сидит птица. Всадник одет в широкий книзу кафтан и плоский головной убор. За спиной колчан со стрелами (мотив соколиной охоты). В верхней части изразца под рамкой следы сильно выветрившейся рельефной надписи; в правом нижнем углу - трехлепестковая пальметта. Изразец из красной глины, квадратный, со стороной 184 мм. Изразец поставлен на известковом растворе в наружной облицовке галереи. О датировке постройки см. аннотацию 88. Рисунок изразца издается впервые.




93. Красный терракотовый рельефный изразец с изображением здания с двумя башнями и аркой и помещенными под ней фигурами человека и двух животных, на церкви Николы Мокрого (постр. 1672 г.) в Ярославле. На изразце, в широкой рельефной раме, - фасад трехнефного здания с двумя трехэтажными башнями по бокам центральной части. Башни с высокими шатровыми крышами и широкими проемами, в которых видны неясные фигуры. Над центральной частью здания островерхая крыша и под ней широкая арка. Впереди арки стоит человеческая фигура в высоком головном уборе; одна рука поднята вверх, другая - держит меч, опущенный книзу. По бокам фигуры с одной стороны - туловище животного с отрубленной головой и с другой - сидящая фигура животного с поднятым хвостом. Над крышей парят два голубя. Библейская сцена: Даниил во рву львином (?). Изразец из красной глины, оттиснут в форме, высота рельефа 6 мм., квадратный, со стороной 185 мм. Изразец поставлен на известковом растворе, в углублении кирпичной ширинки, на западной стороне галереи, идущей вокруг бывшей летней церкви, в нижних рядах. Рисунок изразца издается впервые. О датировке постройки, закраске изразца в желтый цвет и наличии с него эскизной зарисовки (инв. № 52632/7) см. аннотацию 88.

94. Красный терракотовый рельефный изразец с изображением части здания и фигур вооруженных людей, на церкви Николы Мокрого (постр. 1672 г.) в Ярославле. Изразец в широкой рельефной раме. Справа - часть здания с по-катой крышей на опорах и с четырьмя высокими ступеньками. К зданию прислонена лестница, по которой поднимается человек в длинном ши-роком кафтане с мечом в руке; рядом с лестницей - вторая фигура и дальше неясные изображения (Библейская сцена избиения младенцев). На изразце следы сильно выветрившейся надписи. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, рельефный, высота рельефа 6 мм., квадратный, со стороной 190 мм. Изразец поставлен на известковом растворе, в углублении кир-пичной ширинки, на южной стороне галереи, в нижних рядах. Рисунок публикуется впервые. О датировке постройки, закраске изразца в желтый цвет и наличии с него эскизной зарисовки (ин. 3 52632/1) см. аннотации. 88.


95. Зеленый глазурованный изразец с рельефным изображением суда Соломона, на церкви Вознесения (постр. 1682 г.) в Ярославле. Изразец в плоской рельефной раме, под которой второпланным рельефом изображена драпировка в виде театральной падуги. На изразце - сцена суда Соломона и на рельефном щитке - следы неясной надписи, в которой можно разобрать первое слово "суд". Изразец из красной глины, оттиснут в форме, квадратный, со стороной 185 мм., покрыт зеленой медной глазурью. Изразец находится в наружной облицовке, датировка постройки по Самуилу Миславскому см. аннотацию 88. Рисунок изразца издается впервые






96. Зеленый глазурованный изразец с рельефным изображением кон-ного воина на церкви Михаил Архангела в Ярославле, построенной в 1657 г. На изразце, в плоской рельефной раме - скачущий всадник в островерхой шапке с пером. В кольчуге и вооруженный луком; на поясе всадника - колчан со стрелами. Грузный конь оседлан и взнуздан, хвост подвязан узлом. Воин скачет по горам, покрытым растительностью. Изразец из красной глины, квадратный, со стороной 185 мм., покрыт одноцветной зеленой медной глазурью; часть глазури на голове коня сбита. Изразец находится в наружной облицовке. Датировка постройки по Самуилу Миславскому см. аннотацию 88. Рисунок изразца издается впервые.





97. Зеленый глазурованный изразец с рельефным изображением вооруженных людей, в лодке, на церкви Михаила Архангела (постр. 1657 г.) в Ярославле. Изразец в плоской рельефной раме. По углам изразца четыре трехлепестковые пальметты, украшающие ободок круглого медальона, сделанный в виде крученого жгута. В центре медальона - лодка с крытой каютой, в ней две фигуры. Правая, широкополой шляпе, держит в руке секиру, левая - снасть для ловли рыбы. В воде, под лодкой - ры-ба. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, квадратный со стороной 185 мм., покрыт зеленой медной глазурью. Изразец находится в наружной облицовке. Датировка постройки по Самуилу Миславскому см. 88. Рисунок публикуется впервые.





98. Зеленый глазурованный изразец с рельефным изображением че-ловеческой маски, найденный при земляных работах при постройке памятника Александру II, на месте Кремлевских приказов, в Москве. На изразце, имеющим форму неправильного четвертного вала с двумя полочками, - личина человека, в реалистической трактовке, с длинными волосами, разделенными пробором. Маска полуокружена орнаментом из мелких параллельных удлиненных бусин в два ряда и завитками растительного характера. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. Длина изразца 180 мм. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Мо-скве. Рисунок изразца издается впервые.


99. Зеленый глазурованный фасонный изразец с рельефным изображением человеческой маски, найденной при земляных работах при постройке памятника Александру II, на месте кремлевских при-казов, в Москве. На изразце, имеющем форму неправильного четвертного вала с двумя полочками, - личина человека в реалистической трактовке, с длинными волосами, разделенными пробором. Маска полуокружена орнаментом из мелких параллельных удлиненных бусин в два ряда и завитками растительного орнамента. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. Длина изразца 180 мм. Изразец находится в Государственном историческом музее в Москве. Рисунок изразца издается впервые.


100. Фрагмент зеленого глазурованного поясового изразца с рельеф-ным изображением крылатого коня. На изразце, обрамленном сверху и снизу плоскими поясками, рельефное изображение скачущего крылатого коня. Грудь и бока коня покрыты рельефными горошинами. Изразец из красной глины, покрыт белым ангобом и поверх полит зеленой медной прозрачной глазурью. Высота фрагмента 100 мм. Находится в Государственном Историческом музее в Москве. Рисунок изразца издается впервые.











101. Зеленый глазурованный поясовой изразец с рельефным расти-тельным орнаментом, найденный при земляных работах, при соору-жении памятника Александру II, на месте Кремлевских приказов в Москве. В середине изразца изображена розетка-цветок, по обе стороны которой расположены в зеркальной симметрии завитки и листья. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. Изразец прямо-угольный, 165 х 200. Изразец находится в Государственном историческом музее в Мо-скве. Рисунок изразца издается впервые.


102. Зеленый глазурованный изразец с рельефным растительным орнаментом, найденный при земляных работах при постройке па-мятника Александру II, на месте Кремлевских приказов в Московском Кремле. В середине изразца, обрамленная снизу и сверху поясками - овальная ягода из крупных зерен, законченная внизу листом с прямым стеблем. Направо и налево от ягоды - остролистный орнамент растительного характера. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. Изразец прямо-угольный, 105 х 200 мм. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Москве. Рисунок издается впервые.


103. Зеленый глазурованный поясовой изразец с рельефным изобра-жением двух львов во щитом, найденный при раскопках в Кремле Рос-това Великого. На изразце, обрамленном сверху и снизу поясками, два зверя с львиными хвостами. Звери держат щит с одноглавым польским орлом. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. На глазури цек. Размеры изразца 210 х 110 мм. Румпа отступающая от края, точеная, с налепкой, высотой 110 мм. Два экземпляра изразца найдены И.А.Шляковым при раскопках в Ростовском Кремле. Изразцы находятся: Первый, в Государственном Историческом музее в Москве за № 26071/92, второй - в музее г. Рос-това Ярославского, третий - в облицовке галерей в Ростовском Крем-ле. Рисунок изразца издается впервые.


104. Зеленый глазурованный печной "городок" с рельефным орнаментом из Гончарной слободы в Москве. В средней части "городка" изображены два завитка растительного характера, расположенные в зеркальной симметрии и соединенные между собой "пояском". Над ними - рельефный валик с "бусами". Вверху "городок" заканчивается рядом ажурных пальметт, а внизу - обрамлен плоским пояском. "Городок" из красной глины, оттиснут в форме, пролеты между пальметтами и силуэт пальметт вырезан, после оттиска в форме но-жом. "Городок" покрыт по белому ангобу зеленой прозрачной глазу-рью. Форма "городка" прямоугольная, размером: 190 х 128 мм. Фрагмент "городка" был найден при рытье котлована в 3-м Гон-чарном переулке д. 12, на месте бывшего изразцового завода XYII-го века в Гончарной слободе. Зеленая глазурь с фрагмента изразца под-вергнута качественному химическому анализу на опытной Керамиче-ской Установке Всесоюзной Академии Архитектуры. "Городки" совер-шенно тождественные по форме, но с много цветной эмалевой роспи-сью были на печах Ново-Девичьего монастыря в Москве. Хранятся в Государственном историческом музее в Москве. Рисунок изразца публикуется впервые.


105. Фрагмент зеленого глазурованного поясового изразца с рельефным изображением козла, найденный при земляных работах, при постройке памятника Александру II, на месте Кремлевских при-казов в Москве. На фрагменте - половина туловища козла с длинными острыми рогами и шерстью в виде параллельных борозд, расположенных на шее и груди. Во рту козла листья, сорванные им с цветущего кустар-ника, помещенного в правом углу изразца. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ангобом и поверх - зеленой прозрачной глазурь. Изразец прямо-угольный, высотой 110 мм. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Мо-скве. Рисунок изразца издается впервые.





106 - 107. Два зеленых глазурованных изразца с рельефным изобра-жением обезьяны с яблоком на первом и медведя на втором, из печи кремлевских приказов в Москве. На первом изразце - профильное изображение сидящей обезья-ны в ошейнике, держащей в лапе половину яблока. Перед обезьяной ваза с яблоками. На втором - профильная фигура медведя с яблоком в лапе и ваза с яблоками. Изразцы из красной глины, оттиснутые в формах, покрытые бе-лым ангобом и поверх - зеленой медной прозрачной глазурью На гла-зури цек. Изразцы прямоугольные, 200 х 105 мм., изогнуты для обли-цовки круглой печи. Румпы отбиты. Изразцы находятся в Государственном Историческом музее, имели красную наклейку с надписью "Кр". Рисунки изразцов издаются впервые.


108. Зеленый глазурованный изразец с рельефным геометриче-ским узором, из печи келий Успенского женского монастыря в Алек-сандровой слободе. На изразце узор из пересекающихся кругов и ромбов. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ангобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. Изразец квадратный, со стороной 223 мм. Изразец хранится в Государственном Историческом музее в Мо-скве. Рисунок изразца издается впервые. С изразца имеется фотогра-фия И.Ф.Барщевского за № 1526.









109. Зеленый глазурованный изразец с рельефным геометрическим узором из печи келий Успенского женского монастыря, в Александ-ровской слободе. На изразце узор из пересекающихся кругов. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. Размер - 223 х 215 мм. Изразец хранится в Государственном Историческом музее в Москве. Рисунок изразца публикуется впервые.









110. Зеленый глазурованный изразец с рельефным изображением церковных глав из келий Успенского женского монастыря в Алексан-дровой слободе. На изразце - три церковные главы, изображенные в сильной ор-наментальной стилизации рельефным контуром. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт одноцвет-ной зеленой медной глазурью. На глазури цек. Размеры изразца 223 х 240 мм. С изразца имеется фотография И.Ф. Барщевского. рисунок из-разца, исполненный черной литографией, опубликован в издании Стро-гановского училища при сотрудничестве Н. В. Зайкина: "Мотивы орна-ментов, снятые со старинных русских произведений", Выпуск IY, М., 1890; под рисунком надпись: "Изразцы XYI в. из келий успенского жен-ского монастыря в гор. Александрове Владимирской губ."




111. Зеленый глазурованный печной изразец с рельефным расти-тельным орнаментом из Александровской слободы. На изразце - сильно стилизованный цветок в ложчатой вазе с уз-кой шейкой. Ножка вазы переходит в два завитка с листьями и плода-ми, расположенными в зеркальной симметрии по обе стороны цен-трального цветка. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой прозрачной глазурью. На глазури цек и потеки, указывающие на вертикальное положение изразца в обжиге. Размеры изразца 245 х 223 мм. Румпа точеная, отступающая от края, высотой 110 мм. На румпе следы копоти. Изразец находится в Государственном историческом музее в Мо-скве, с надписью "Александровская слобода". По фотографии И.Ф. Барщевского изразец опубликован в "Рус-ских древностях", изд. Строгановского училища, выпуск 9, М., лист 86. Обмеры и описание издаются впервые.



112. Зеленый глазурованный печной изразец с рельефным расти-тельным орнаментом. Изразец орнаментирован барочным рельефным орнаментом из моти-вов мебельной резьбы. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. На глазури цек. Размер 240 х 245. румпа выступающая от края, отбита. На румпе следы копоти и глины. Изразец находится в Румянцевском Музее в Москве, в отделении Русских древностей.







113. Зеленый глазурованный изразец с медальоном и расти-тельным орнаментом. На изразце - фигурный медальон (по старой русской терминоло-гии "клеймо"), внутри которого стилизованные цветы гвоздики в вазе. По углам изразца завитки, при соединении с соседними изразцами, об-разующие законченный узор. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью, квадратный, со стороной 223 мм. Изразец хранится в Государственном Историческом музее в Мо-скве. Рисунок изразца публикуется впервые.






114. Зеленый глазурованный изразец с рельефным изображением птицы - "оглядышка". На изразце - профильное изображение птицы с повернутой назад головою, по народной терминологии - "оглядышка", стоящей на "ша-ре" - "яблоке". В клюве птица держит ягоду на длиной ветке. Изобра-жение птицы окружено узорной рамкой растительного характера. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. Размеры израз-ца 210 х 255 мм. Край отбит. Изразец хранится в Государственном Историческом музее в Мо-скве. Рисунок изразца публикуется впервые.







115. Зеленый глазурованный изразец с рельефным изображением вооруженного всадника, на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 87 г.г.) в Ярославле. На изразце - скачущий всадник. Композиция рельефа дана в смелом свободном ракурсе. Всадник в латах, голова покрыта шлемом с длинными перьями, на плечах развивается плащ, в руках ружье. Конь взнуздан и оседлан. Трактовка рельефа реалистическая. Орнамент растительного характера, обрамляет изображение и увенчивается ли-нейной седловидной аркой. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ан-гобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. Размер 195 х 210 мм. Изразец поставлен на известковом растворе, на воротах церков-ной ограды. Изразец той же формы находится в церкви всех святых (пост. 1689 г.) в Ярославле. Фотография с изразца имеется у И.Ф.Барщевского № 1545, об-меры и описание издаются впервые.



116. Фрагмент зеленого глазурованного изразца нишей из Бол-динского монастыря Дорогобужского района Смоленской области. На изразце - ниша с двумя пилястрами по бокам, покрытые рельефным растительным орнаментом. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, покрыт белым ангобом и поверх зеленой медной прозрачной глазурью. Размер 230 х 210 мм. Фрагмент найден в земле Болдинского монастыря и находится у архитектора П.Д.Барановского, по данным которого в Болдинском мо-настыре имеются изразцы той же формы в многоцветной окраске. Рисунок изразца публикуется впервые.




117. Многоцветный эмалевый изразец с розеткой, на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 1687 г.г.) в Ярославле. В середине изразца - розетка, состоящая из двух восьмилепест-ковых цветков разного диаметра, совмещенных в общем центре. В се-редине розетки выпуклый кружок с зубчатым венчиком. Вокруг розетки узорная рама. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной красно- ко-ричневой глазурью. Форма изразца квадратная, со стороной 278 мм. Изразец поставлен на извести в наружной облицовке. Рисунок изразца публикуется впервые.






118. Многоцветный эмалированный изразец с рельефной розеткой в узорной раме на церкви Иоанна Златоуста (постр. 1654 г.) в слободе Коровниках в Ярославле. На изразце в узорной рамке розетка, состоящая из двух восьми-лепестковых цветков разного диаметра, совмещенных в общем центре. Лепестки малого цветка вырезной формы с заостренными концами; ле-пестки крупного цветка - округленный с острыми засечками, чередую-щиеся с заостренными, с завитковыми засечками. "Эмалевый" рель-еф. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричневой глазурью. На эмалях цек. Изразец прямоугольной формы, размер 290 х 275 мм. Изразец находится в облицовке церквей Иоанна Златоуста в Коровниках и в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 87 г.г.) в Ярославле. С изразца имеется фотография И.Ф. Барщевского. Снимок с фо-тографии опубликован в "Русских Древностях" изд. Строгановского училища, выпуск 9, лист 82. Обмеры и описание изразца публикуются впервые.

119. Многоцветный эмалированный изразец с рельефной розет-кой на церкви Николы Мокрого (постр. 1672 г.) в Ярославле. На изразце - розетка-вертушка в виде цветка с листьями, загну-тыми в одном направлении и узорным венчиком в середине цветка. Цветок окружен узорной рамкой. "Эмалевый" рельеф. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и красно-коричневой глазу-рью. На эмалях цек. Изразец квадратный, со стороной 275 мм. Поставлен на известковом растворе на церкви Николы Мокрого в Тихвинской церкви в Ярославле. Рисунок изразца воспроизведен схематически в красках в изда-нии Н.В. Султанова: "Изразцы в древнерусском искусстве", СПб, 1885, табл. Y. Описание изразца издается впервые.




120. Многоцветный эмалевый изразец с рельефной розеткой на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 87 г.г.) в Ярославле. В середине изразца - розетка, состоящая из трех кругов - цвет-ков гвоздики разного диаметра с восемью лепестками, наложенных друг на друга и совмещенных в общем центре. Розетка обрамлена узорной рамкой. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной красно-коричневой глазурью. На эмалях цек. Изразец квадратный со стороной 290 мм. Находится в наружной облицовке. Рисунок изразца издается впервые.






121. Многоцветный эмалированный изразец с рельефной розет-кой на церкви Петра и Павла (постр. 1691 г) в Ярославле. На изразце - розетка в виде развернутого махрового цветка с венчиком в середине, в узорной раме. "Эмалевый" рельеф". Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. На эмалях цек. Изразец прямоугольный, размер 215 х 233 мм. Изразец был поставлен на известковом растворе на южном фасаде. Вариант того же изразца находится в облицовке церкви богояв-ления (1691 г.) в Ярославле. Изразец квадратный, со стороной 289 мм. Рисунок изразца воспроизведен схематически в красках в изда-нии Н.В. Султанова: "Изразцы в древнерусском искусстве", - СПб., 1885 г., табл. 1. Описание изразца издается впервые.



122. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображе-нием розетки, на церкви Николы Мокрого (постр. 1672 г.) в Ярослав-ле. В середине изразца помещена розетка, состоящая из трех вось-милепестковых цветков разного диаметра, совмещенных в общем цен-тре. Розетка обрамлена узорной рамой. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричневой глазурью. На эмалях цек. Изразец квадратный со стороной 278 мм. Изразец находится в наружной облицовке. Рисунок изразца воспроизведен схематически в красках в изда-нии Н. В. Султанова: "Изразцы в древнерусском искусстве", СПб., 1885 г., табл. I - II. Описание изразца издается впервые.





123. Многоцветный эмалированный изразец с рельефной розет-кой, на церкви Николы Мокрого (постр. 1672) в Ярославле. На изразце помещена розетка в виде развернутого цветка с вы-резанными внутрь лепестками и венчиком в середине, окруженная узорчатой рамой. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричневой глазурью. Изразец квадратной формы со стороной 275 мм. Изразец находится в наружной облицовке. Рисунок изразца издается впервые.








124. Многоцветный эмалированный изразец с рельефной розеткой, из печи Новодевичьего монастыря в Москве. На изразце, в узкой рельефной раме - розетка в виде стилизо-ванного цветка с развернутыми крупными листьями, направленными к углам квадрата. В середине цветка в круге короткие, загнутые внутрь, листья обведены орнаментом из бус. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. Изразец прямоугольной формы, слегка выгнут для обли-цовки круглой печи. Размер 255 х 260 мм. Румпа, отступающая от края с налепкой высотой 90 мм. Изразец находится в Государственном историческом музее. Из-разцы той же формы были в наружной облицовке церкви Адриана и На-талии (постр. 1686 - 1688 г.г.) на 1-й Мещанской в Москве, на фризе с северной и западной стороны церкви и в ширинках восьмерика коло-кольни. Рисунок изразца издается впервые.


125. Многоцветный эмалированный изразец с рельефной ро-зеткой, из облицовки Верхоспасскогособора в Московском кремле. (Иначе называвшегося церковью Спаса на верху или Спаса за золотой решеткой). Изразец в рельефной плоской раме. На изразце - розетка в виде пятилепесткового акантовидного цветка сильно стилизованного, в се-редине - бутон, обведенный кольцом из бус. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. Размер 233 х 278 мм. Изразец находится в ширинках пояса наружной облицовки. Рисунок изразца издается впервые.







126. Многоцветный эмалированный изразец с розеткой, из церкви Николы Мокрого (постр. 1672 г.) в Ярославле. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: желтой, белой, бирюзовой и синей. На эмалях цек и по-теки, указывающие на вертикальное положение изразца в обжиге. Из-разец квадратной формы, со стороной 290 мм. Поставлен на известковом растворе в наружной облицовке. Изра-зец той же формы имеется в облицовке церкви Богоявления (1691 г.) в Ярославле. Изразец в весьма условной схематической зарисовке и окраске опубликован в издании Н.В. Султанова: "Изразцы в древнерусском ис-кусстве", - СПб., 1885, табл. YI.



127. Многоцветный эмалированный изразец с рельефной восьмико-нечной розеткой, на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 87) в Ярославле. На изразце изображена восьмиконечная розетка - звезда, контур которой образует профилеванную раму из ряда суживающихся к центру параллельных рельефных полос. В середине звезды развернутый че-тырехлепестковый цветок. Вокруг звезды растительный орнамент. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, в середине звезды след-шов от двух половинок формы. Изразец расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой и синей. На эмалях цек. Изразец квадратной формы, со стороной 210 мм. Изразец поставлен на известковом растворе в наружной обли-цовке. Фотография с изразца имеется у И.Ф. Барщевского № 1540. Фрагменты, не бывшие в употреблении, неглазурованных образ-цов этой формы найдены в Москве сотрудниками Всесоюзной Акаде-мии Архитектуры, под руководством проф. А.В. Филлипова в мае 1938 г. при рытье котлована на месте бывшего изразцового завода XYII-го века в Гончарной слободе (3-ий Гончарный пер., д. 12). Найденные фрагменты хранятся на Опытной Керамической Уста-новке Академии Архитектуры. Заметки о находках в Гончарной слободе были напечатаны в 1938 г. в московских газетах: "Правда" от 23 июня, "Архитектурная га-зета" от 3 июля.


128. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображе-нием двух половинок восьмиконечной звезды на церкви Иоанна Пред-течи в Толчкове (постр. 1671 - 87 г.г.) в Ярославле. Изразец является дополнительной формой к изразцу с полной восьмиконечной звезды с облицовки той же церкви в Ярославле (Опи-сание см. 127). Снимок с изразца по фотографии И.Ф. Барщевского помещен в "Русских древностях" Строгановского училища. Выпуск 9, М., лист 127.








129. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображе-нием вазы с цветами на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 87 г.г.) в Ярославле. В центе изразца помещена остродонная ваза с широким откры-тым горлом и поддоном из выпуклых ложков. В вазе - прямой стебель с листьями и два цветка. Справа от центральной вазы изображены поло-вины цветка, слева - половина вазы с цветами. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. Изразец квадратный со стороной 223 мм. Изразец поставлен на известковом растворе в ширинках галереи в наружной облицовке. Рисунок, описание и обмеры изразца издаются впервые. Фотография с изразца имеется у И.Ф. Барщевского за №1530.




130. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображе-нием вазы с цветами на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (по стр. 1671 - 87 г.г.) в Ярославле. На изразце - остродонная ложчатая ваза с поддоном из крупных листьев. В вазе помещены стебель и два цветка. Справа и слева от центральной вазы размещены половины ваз с крупными цветами. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. На эмалях цек. Изразец квадратный, со стороной 225 мм. Изразец поставлен на известковом растворе в ширинках галереи в наружной облицовке. Изразец опубликован в "Русских древностях" по снимкам И.Ф. Барщевского, изд. Строгановского училища, выпуск 9, М., лист 82. Обмеры и описание издаются впервые.




131. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображе-нием вазы с цветами на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 87 г.г.) в Ярославле. На изразце - круглодонная ваза с выпуклыми ложками с ажурной суженной шейкой и поддоном из листьев. В вазе помещены ветки с ли-стьями. Справа от вазы размещены половины крупных цветом и завит-ки растительного характера. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. Изразец квадратный, со стороной 223 мм. Изразец поставлен на известковом растворе в ширинках на гале-реи в поясе западного входа и в наружной облицовке церкви Иоанна златоуста (постр. 1645 г.) в Ярославле. Изразец опубликован в "Русских Древностях" по снимкам И.Ф. Барщевского, изд. Строгановского училища, выпуск 9, м., лист 82. Описание и обмеры изразца издаются впервые.


132. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением вазы с цветами на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 87 г.г.) в Ярославле. На изразце - круглодонная ваза с выпуклыми ложками, с широким открытым горлом на поддоне из цветочных лепестков. В вазе - прямой стебель и два цветка. Справа - половина вазы, слева - поло-вина цветка. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. Изразец прямоугольный, размер 233 х 223 мм. Изразец поставлен на известковом растворе в ширинках галереи. Снимок с изразца имеется у И.Ф. Барщевского. Рисунок изразца издается впервые.





133. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображе-нием вазы с цветами на церкви Преображения в Великом Устюге. На изразце - грушевидная ваза, изображенная в обратной пер-спективе и в ней три цветка. Низ корпуса вазы и переход между плеча-ми и шейкой обработан рельефным ложчатым растительным орнамен-том. Справа и слева от вазы - половины крупных стилизованных цве-тов, переходящих в завитки. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной красно-коричневой глазурью. Изразец прямоугольный, 240 х 210 мм. Изразец поставлен на известковом растворе, в наружной облицовке галереи. Изразцы забелены. Такие же изразцы находятся в Великом Устюге в наружной облицовке церквей: 1) Леонтьевской, 2) Ильинской, постройки 1695 г., 3) Варваринской холодной 1698 г., 4) Мироносицкой 1685 - 1690 г.г., 5) в Дымкове. Датировка построек по В.П. Шляпину: "Из истории города Великого Устюга". Близкий по рисунку и рельефу изразец найден при раскопках Гончарной слободы в Москве в 1938 году (см. 127). Рисунок изразца издается впервые.


134. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображе-нием вазы с облицовки печи в Новодевичьем монастыре. Рапорт изображения вазы размещен на трех цельн7ых и двух по-ловинках изразцов. Ваза грушевидной формы с узкой орнаментирован-ной шейкой и высокой ножкой. По энтазису вазы проходит пояс из двух рядов бус, заканчивающийся вверху растительными завитками. Ручки вазы в форме лиственных завитков, соединенных с шейкой и энтазисом вазы. По обе стороны ножки расположены такие же завитки. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. На эмалях цек и потеки, указывающие на вертикальное положение изразцов при обжиге. Изразцы находятся в Государственном Историческом музее в Москве. Тех же форм изразцы имелись в наружной облицовке: 1)фриза с восточной и южной сторон на церкви Адриана и Наталии (постр. 1688 г.) на 1-й Мещанской в Москве, 2) нижние изразцы, как самостоя-тельное украшение, - в ширинках колокольни церкви Троицы в Зубове (постр. 1651 г.), ул. Кропоткина угол Померанцева переулка, 3) ваза того же мотива, исполненная в XIX веке и покрытая одноцветной бирюзовой эмалью, - на колокольне церкви Косьмы и Домиана в Садовниках (постр. 1657 -1662 г.г.), 4)на одной из церквей Переяславля Залесского. Большое количество фрагментов не бывших в употреблении изразцов с изображением этой вазы, исполненных в тех же формах, было найдено при раскопках в Гончарной слободе в Москве (см. 127), что указывает на место изготовления этих изразцов. Попытка описания изразцов была сделана в "Отчете Российского Исторического музея в Москве за XXY лет (1883 - 1908)", М., 1916, стр. 126. здесь единая ваза описана, как две самостоятельные: а)низ вазы, как чаша, б)верх вазы (перевернутой низом вверх), как отдельная ваза. Рисунок изразца издается впервые.


135. Красный терракотовый изразец с рельефным изображением цветов в медальоне, найденный на месте бывшего изразцового заво-да в слободе Коровниках в Ярославле. На изразце изображены три гвоздики в вазе в округлом медальо-не с подвышениями сверху и снизу. Композиция рисунка не заканчива-ется на одном изразце и рассчитана на продолжение при соединении изразцов. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, рельеф трехжгуто-вый. Изразец прямоугольный, 200 х 215. Имеется румпа. Изразец не был в употреблении. Изразец, вместе с другими изразцами, найден И.Ф. Барщевским и И.А. Тихомировым в 1896 г. в бывшей пригородной слободе Ярославля - коровниках на глубине 1,8 м. При земляных работах на месте быв-ших кирпично-изразцовых заводов. Изразцы не были в употреблении и лежали сложенными в стопку один на другом. В 1916 г. изразец находился в Ярославском Древлехранилище под № 124. Рисунок изразца издается впервые.



136. Многоцветный эмалированный рельефный изразец с круглой пе-чи в бывшем музее Строгановского училища в Москве. На изразце рельефное изображение цветов и листьев, располо-женных в зеркальной симметрии и помещенных в фигурном медальоне. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. Изразец квадратный, со стороной 240 мм. Изразец находится в облицовке печи в бывшем музее Строганов-ского училища в Москве. Печь из таких же изразцов имелась в церкви села Алексеевского под Москвой (ныне близ Русаковского шоссе). Рисунок изразца издается впервые.






137. Многоцветный эмалированный рельефный изразец с круглой пе-чи в бывшем музее Строгановского училища. На изразце две соприкасающиеся в середине половины рельеф-ного медальона с расположенными внутри цветами и листьями. Изра-зец является дополнительной формой при облицовке в перевязь к из-разцу 136. Рисунок изразца издается впервые.











138. Многоцветный эмалированный рельефный изразец с цветами в узорном медальоне на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 87 г.г.) в Ярославле. На изразце - в рельефном узорном медальоне изображены три цветка на длинных стеблях, сходящихся внизу в общий стебель. По уг-лам изразца помещено по два лепестка стилизованной гвоздики, даю-щих при соединении 4-х изразцов цветок-розетку. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой и синей. На эмалях цек и по-теки, указывающие на вертикальное положение изразца при обжиге. Изразец квадратный со стороной 190 мм. Изразец находится в наружной облицовке галереи вокруг церкви. Такой же изразец имелся в облицовке церкви Петра и Павла в Яро-славле. Вариант того же изразца найден в Москве на Воробьевых горах при постройке водохранилища, который хранится в Государственном Историческом музее в Москве за № 40825. С изразца имеется фотография И.Ф. Барщевского за № 1535. Рисунок изразца издается впервые.


139. Многоцветный эмалированный рельефный изразец с рельефным изображением розеток в фигурных медальонах из Новодевичьего монастыря в Москве. Изразцы двух форм, составляющих рапорт и рассчитанные на установ-ку в перевязь. На одном - в середине цветочная розетка в сложных ок-руглых медальонах с подвышениями, на углах изразца - по два лепест-ка гвоздики (1/4 всего цветка). На втором изразце в середине - две соприкасающиеся половинки другого медальона с розеткой; свободные края изразца заполнены че-тырьмя лепестками гвоздики (1/2 всего цветка). Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. На эмалях цек и подтеки. Изразцы прямоугольные, раз-мером 233 х 223 мм. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Мо-скве. Такие же находились на церкви Косьмы и Дамиана в Садовниках (построенной в 1657 - 1662 г.г.) в Москве. Близкие по рисунку и релье-фу изразцы найдены при рытье котлована в Гончарной слободе в Мо-скве, см. 127. Рисунок изразца издается впервые.



140. Многоцветные эмалированные изразцы с цветами в медальонах найденные на Воробьевых горах в Москве. На изразце в узорном медальоне на общем стебле три цветка и два листка; в каждом углу по два лепестка стилизованной гвоздики, дающие при соединении 4-х изразцов законченный цветок. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, сине-голубой и прозрачной коричневой глазурью. На эмалях цек. Изразец прямоугольный, разме-ром 184 х 190 мм. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Мо-скве за № 40825. Вариант такого же изразца - в облицовке галереи во-круг церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 87 г.г.) в Яро-славле. Рисунок изразца издается впервые.





141. Эмалированный лицевой кирпич с ромбом на церкви Николы Мок-рого (постр. 1672 г.) в Ярославле. На тычке кирпича цветными эмалями ромб с горошиной в центре. Кирпич из красной глины, оттиснут в форме, тычок расписан эма-лями: бирюзовой (фон), синей или желтой (ромб) и белой (горошина в центре ромба). Кирпич полнотелый, брусчатой формы, размер тычка 133 х 78. Изразец находится на входах в галерею церкви. Рисунок кирпича издается впервые.







142. Плита половая эмалированная, из настила пола в соборе Двена-дцати апостолов в Московском Кремле (1656 г.) Плита имеет гладкую поверхность, окраской разделена по диаго-нали на 4-е части. Плита из красной глины. Покрыта эмалями: бирюзовой - два про-тиволежащие треугольника и серосиней - два другие. Размеры плиты: 190 х 210 мм., толщина 47 мм. Румпы нет. На нижней стороне следы известкового раствора. Найдена проф. Рыльским в 1920 г. в площади пола, под пятой древней арки. Указание в литературе на дату постройки собора: М. Александ-ровским, - Указатель московских церквей, М., 1915 г., стр. 14 [81]. Рисунок изразца издается впервые.












143. Гладкая эмалированная плита - лещадь в церкви Михаила Архан-гела (постр. 1657 г.) в Ярославле. Плита из красной глины, полита одноцветной бирюзовой эмалью. На эмале цек. Плита квадратная со стороной 140 мм., толщина 22 мм. Румпы нет. Плита поставлена на известковом растворе в облицовке входной галереи церкви. Рисунок изразца издается впервые.














144. Эмалированный изразец второй половины XYII-го века с обли-цовки шатра собора Василия Блаженного (постр. 1555 - 1560 г.г.) в Москве. Изразец имеет гладкую лицевую поверхность, разделенную ок-раской диагоналями на 4-е части. Изразец из красной глины. Противолежащие треугольники рас-писаны желтой сурьмяной и бирюзовой медной эмалями. На эмалях цек и подтеки, указывающие на обжиг изразца в вертикальном положении. Изразец прямоугольный, размером 133 х 200 мм. Румпа коробчатой формы, суживающаяся книзу, высотой 58 мм. На румпе следы известкового раствора. Сохранность изразца хорошая. Изразец находится в Государственном Историческом музее. Рисунок изразца издается впервые.










145 - 146. Бирюзовый эмалированный изразец и фрагмент такого же изразца второй половины XYII-го века с наружной облицовки шатра Василия Блаженного (постр. 1555 - 1560 г.г.) в Москве. Изразец из красной глины, имеет гладкую поверхность покрытую одноцветной эмалью - бирюзовой на цельном изразце и желтой - на фрагменте. На эмале цек и отслаивание. Размеры 155 х 373. Румпа ко-робчатой формы, высотой 44 мм. (вместе с толщиной изразца). Изразцы находятся в Государственном Историческом музее в Москве. Один из изразцов опубликован с фотографии в издании А.В.Филиппова: "Русские поливные изразцы XYI века", М., 1915, стр. 4. Уточненная датировка и обмерный рисунок в красках даются впервые.













147. Фрагмент круглого эмалированного изразца второй половины XYII в. с облицовки шатра собора Василия Блаженного (постр. 1555 - 1560 г.г.) в Москве. Изразец имел форму круга с гладкой лицевой поверхностью, разделенной окраской на 4-е сектора. Изразец из красной глины; на фрагменте сохранилась роспись эмалями: синей и белой; на эмалях цек и следы стекания эмали в об-жиге. Диаметр круга около 200 мм. Имеется румпа. На румпе следы из-весткового раствора. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Мо-скве. Изразец опубликован с фотографии, как 145. Уточненная дати-ровка и обмерный рисунок в красках издается впервые.







148. Бирюзово-желтый эмалированный изразец шаром, второй половины XYII-го века, с облицовки шатра собора Василия Блаженного (постр. 1556 - 1560 г.г.) в Москве. Изразец "шаром" или "яблоком" с лицевой поверхности разде-ленной окраской на 4 сектора. Изразец из красной глины, выточен на круге. Противолежащие секторы расписаны бирюзовой медной и желтой сурьмяной эмалями. На эмалях цек. Диаметр шара 200 мм. Изразец имеет румпу со следа-ми известкового раствора. Сохранность хорошая. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Мо-скве. В остальном, как 145.







149. Бирюзовая и желтая эмалированная лещадь и кирпич из настил-ки пола в Зилантьевом монастыре в Казани. Настилка пола собрана из расположенных в шахматном порядке бирюзовых и желтых эмалированных плиток, обрамленных красным не-глазурованным кирпичом, поставленным на ребро. Описание и изображение в красках имеются у Н.В. Султанова: "Изразцы в древнерусском искусстве", - СПб., 1885, табл. IX.









150. Глазурованная и эмалированная лещадь из настила пола в скиту патриарха Никона в Новом Иерусалиме. Настилка пола собрана из чередующихся квадратных и шести-угольных с удлиненными параллельными сторонами плит и составляет узор из непрерывного ряда восьмиугольников с квадратом внутри. Квадратная лещадь имеет стороны 78 мм., покрыта бирюзовой эмалью; шестиугольная лещадь - длиною 260 мм., и шириною 100 мм. Покрыта красным и белым ангобом под "мрамор" и поверх прозрачной бесцветной глазурью. Лещадь находится в настилке пола. Рисунок пола издается впервые.







151. Многоцветный эмалированный изразец в виде прямоугольника, разделенного диагоналями на четыре части, на воротах ограды церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (постр. 1671 - 87 г.г.) в Ярослав-ле. Средняя часть изразца разделена рельефными валиками, распо-ложенными по диагонали, на четыре треугольника. По борту изразца - рамка с орнаментом из коротких рельефных параллельных валиков, сходящихся на углах изразца "елкой", обрамленная с двух сторон уз-ким рельефным же длинным валиком и кончающаяся гладкой каймой. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан эмалями: белой - два противолежащие треугольника, желтой - рельефная часть рамки и два другие треугольника и кайма рамки зеленой прозрачной гла-зурью. На эмалях имеется цек и потеки, указывающие на вертикальное положение изразца в обжиге. Изразец прямоугольный, размер 278 х 290 мм. Изразец находится в наружной облицовке ворот ограды. Рисунок изразца издается впервые. С изразца имеется фотогра-фия И.Ф. Барщевского за № 1541.


152. Три эмалированные изразца с рельефными буквами из из-разцовой летописи с сооружении собора Василия Блаженного в Моск-ве, купленные в 1683 г. у Петра Андреева Гончара. На изразцах рельефная надпись: "СИЯ", "IИСО", "ИВОИ". Содержание всей надписи было следующее: "Божим благоволением и пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами, повелени-ем благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России лета 7062 (1554) начала созиданием СИЯ церковь Покрова Пресвятыя Богородицы да на том же основании восемь церквей (сле-дует перечень приделов) … и поставлена бысть СИЯ святая церковь егда всем своим воинство ходил в Казань и многих там поби и разори и град взя и царя казанского с мурзами привезе в Москву, а при сыне его благоверном государе, царе и великом князе Федоре Ивановиче всея великия и малыя и белыя России самодержце и по благословению свя-тейшего Иоакима (Иова) патриарха московского и всея Руси та церковь починена и расписана колокольня и главы железныя и покрыта досча-тым железом разными образцами, и полужены церкви и паперти покры-ты черепицей". Текст приведен по "Истории русской архитектуры" ака-демика А.Н. Павлинова, М., 1894, стр. 146. В надписи нами выделены крупным шрифтом и подчеркнуты части, соответствующие тексту пуб-ликуемых изразцов. Об этих изразцах имеются следующие документальные сведе-ния: "7191 г. (1683) мая 20, около церкви Покрова Пресвятой Богоро-дицы, что на Рву, около приделов сделана подпись летописная це-ниннная на образцах, а куплено тае подписи образцов, тяглеца у Пет-рушки Андреева Гончара 560 образцов, по уговору за те образцы за десяток по 13 алтын по две деньги и за те ему образыц за 311 образцов 12 рублей 14 алтын 4 деньги. Июня 20 около церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, прибиты летописные цениннные слова, за гвозди и за серу рубль 11 алтын". (На публикуемых изразцах, называемых в приведенном докумен-те "образцами", имеются сквозные отверстия для крепления гвоздями, сделанные в сырой глине еще до обжига. Сера, надо думать, применя-лась против коррозии металла А.Ф.) "Августа 15 подписывали и стави-ли летописные слова по И. Е. Забелину: Материалы для истории, ар-хеологии и статистики г. Москвы, Часть 1, М., 1884, стр. 341, 342. По Павлинову эта поливная надпись, шедшая вокруг собора, уничтожена в 1722 году. По его же данным 1894 года, остатки этой "по-ливы" были найдены несколько лет тому назад и представлены в Мос-ковское Археологическое общество. На них сделаны желтые буквы по темному фону". При изучении изразцов в Историческом музее в 1915 году нами была найдена в инвентарной книге за № 44945 запись о трех изразцах с собора Василия Блаженного. Хранившиеся там же, не имевшие инвентарного номера публикуемые изразцы, нами были оп-ределены на основании совокупности приведенных выше данных, как детали летописи собора Василия Блаженного. По нашему указанию, изразцы переданы из Исторического Музея в музей собора Василия Блаженного. Изразцы из красной глины, буквы плоского рельефа, покрыта желтой сурьмяной эмалью по фону темно- и светло-синей кобальтовой эмали. На эмалях цек. Изразцы прямоугольные, 315 х 250 мм. На 1-м изразце сохранилась невысокая, суживающаяся от краев изразца, рум-па, налепленная от руки и перегороженная внутри на две половины. На румпах следы известкового раствора. Длина всей надписи на 560 изразцах была около 140 м.


153 - 155. Три фасонные эмалированные изразца с рельефными изо-бражениями цветка и зубчатого орнамента с печи Новодевичьего монастыря в Москве, из облицовки наличника церкви Петра и Павла (постр. 1691 г.) в Ярославле и вариант того же изразца с печи каби-нета теремного дворца в Московском Кремле. Изразцы фасонные, с профилем неправильного четвертного ва-ла. На первых двух изразцах - рельефный остролепестковый цветок в травном завитке, расположенный в зеркальной симметрии на валике изразца. На полке изразца - зубчатый орнамент с рельефными буси-нами между остриями зубцов. На третьем изразце - вариант того же цветка. Зубчатый орнамент на полке изразца заменен двумя зубчатыми листьями с цветком посередине. Изразцы из красной глины (в 152 со включениями гальки), оттис-нуты в формах, расписаны эмалями: 153 - белой, желтой и бирюзовой. 154 - желтой, бирюзовой, темносиней и прозрачной коричневой глазу-рью. 155 - белой, желтой, бирюзовой и синей. Изразцы имеют форму валика с полочкой (два первые близки по профилю; валик третьего изразца более пологий), размеры: 153 - 185 х 90, 154 - 195 х 90, 155 - 196 х 88. Румпы коробчатой формы со следа-ми глины. Изразцы находятся: 153 - в Государственном Историческом музее в Москве, 154 - в облицовке наличника церкви Петра и Павла в Ярославле, в об-лицовке галереи церкви Илии Пророка в Ярославле и в других построй-ках в Ярославле второй половины XYII века, 155 - в облицовке печи кабинета теремного дворца в Московском Кремле. Рисунки изразцов издаются впервые.


156. Многоцветный эмалированный рельефный поясовой изразец с пальметтами, на церкви Петра и Павла (постр. 1691 г.) в Ярославле. На изразце в нижней части - чередующиеся пальметты с двой-ным стеблем, закругляющимся внизу и вырастающим в самостоятель-ный стебель с двумя разветвлениями, между которыми помещен бутон цветка. В верхней части изразца, отделенной валиком - рельефные овалы и над ними тройные, закругленные стебли. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. На эмалях цек и потеки, указывающие на обжиг изразца в вертикальном положении. Изразец прямоугольный, размер 190 х 145 мм. Изразец находится в обрамлении окон церкви. Варианты той же формы встречаются в других ярославских церквах в Москве и Каргопо-ле. Рисунок изразца издается впервые.


157. Многоцветный эмалированный рельефный поясовой изразец с пальметтами из печи Новодевичьего монастыря в Москве. На изразце чередующиеся пальметты с двойным стеблем, закругляющимся внизу и вырастающим в самостоятельный стебель с двумя разветвлениями, между которыми помещен бутон цветка. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричневой глазурью. На эмалях цек и потеки, указывающие на обжиг изразца в вертикальном положении. Изразец прямоугольный, 205 х 102 мм. Румпа, отступающая от края, с налепкой вверху, высотой 51 мм. На румпе следы глины. Изразец этой формы, в количестве нескольких экземпляров находится в Государственном Историческом музее в Москве. Изразцы того же рисунка имеются: 1. На церкви Петра и Павла и других церквях второй половины XYII-го века в Ярославле. 2. В кабинете Теремного дворца Московского Кремля (фотография Барщевского 2074, 2075). 3. Найден в Каргополе (Олонецкая губ.). 4. Найден в Гончарной слободе в Москве в 1938 г. см. 127. Рисунок изразца издается впервые.


158. Многоцветный эмалированный рельефный печной "городок" из Новодевичьего монастыря. В средней части изразца - два завитка растительного характера, расположенные в зеркальной симметрии и соединенные между собой "пояском", с находящимся под ним листом. Над ними идет рельефный валик с бусами. Вверху городок заканчивается рядом крупных ажурных пальметт. "Городок" из красной глины, оттиснут в форме, пролеты между пальметтами и силуэт пальметт вырезан после оттиска ножом. Распи-сан по рельефу эмалями: белой, желтой, голубой и прозрачной корич-невой глазурью. На эмали цек. Размеры: 190 х 128 мм. Румпа в виде треугольника, ширина около 45 мм. Изразцы в количестве нескольких экземпляров хранятся в Государственном Историческом музее в Москве. Совершенно тождествен-ные по форме и размерам зеленые муравленые "городки" были най-дены в Гончарной слободе в Москве, см. 127. Рисунок изразца издается впервые.


159. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением цветов с печи Новодевичьего монастыря в Москве. На изразце - ветка с цветами и листьями. Характер композиции и мотив изображений близки и к иранскому орнаменту. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, синей, бирюзовой и прозрачной коричне-вой глазурью. На эмалях цек. Изразец квадратный со стороной 245 мм. Румпа, отступающая от края с налепкой, выточенная на круге, высотой 110 мм. На румпе следы глины с песком. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Москве. Изразцы той же формы имеются в облицовке церкви Иоанна Зла-тоуста в Коровниках в Ярославле. Фрагменты изразцов той же формы найдены в Гончарной слободе в Москве в 1938 г. см. 127. Рисунок изразца издается впервые.



160. Многоцветный изразцовый рельефный эмалированный фриз 1667 г. на церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, строившейся с 1667 по 1679 г. мастером Иваном Кузнечиком. На фризе рельефный орнамент из трав и цветов, расположенных в зеркальной симметрии, обрамленной вверху и внизу гладкой полосой. Рапорт фриза размещен на 18 изразцах. Изразцы из красной глины, оттиснуты в форме. Изразцы расписаны по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и про-зрачной коричневой глазурью. Изразцы прямоугольные, 355 х 310 мм. Фриз исполнен ценинных дел мастером Степаном Ивановым с товарищами в 1667 г. Кроме этой церкви фриз из тех же форм, но в других вариантах окраски находится на церкви Андреевской богадель-ни близ Воробьевых гор в Москве (см. 161), в соборе села Измайлова, в соборе Нового Иерусалима и в Иосифо-Волоколамском монастыре. Документальные сведения о фризе находятся у И.Е. Забелина - "Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России", СПб., 1853 г., стр. 44, 55 и 90: "176 г. (1668 г.) октября в 24 день, по указу великого Государя подряжены ценинных дел мастера Степашко Иванов с товарищи к церковному строению церкви Григория Неокеса-рийского сделать две тысячи образцов розных поясовых ценинных в длину осмии вершков и больши и менши, а поперег сами вершков. А поставить те образцы на срок на светлое Христово Воскресенье ны-нешнего же 176 году, а дать им ото ста образцов по десяти Рублев и наперед сто Рублев". При переводе на современное летоисчисление И.Е. Забелиным была допущена неточность, в следствии не учета ме-сяца, поэтому следует переводить не 1668, а1667 г. Эта неточность перевода датировки повторена и последующими исследователями - Н.В. Султановым, Е.Г. Шмидт и др. Описание фриза имеется в "Истории русского искусства" - Игоря Грабаря т. II, стр. 150. датировка постройки по М. Александровскому: " "указатель московских церквей" М., 1915, стр 18. Схематическая зари-совка фриза, изданная верхом вниз, имеется в книге "Памятники древ-нерусской архитектуры" изд. Академии художеств, выпуск III, стр. 15.


161. Многоцветный эмалированный рельефный фриз на церкви Андрея Стратилата (постр. 1675) близ Воробьевых гор ("У Воробье-вых круч") в Москве. Вариант окраски фриза, исполненного ценинных дел мастером Степаном Ивановым (см. 160). Описание имеется в "Истории русского искусства" Игоря Граба-ря, том. II, стр. 150, карандашные зарисовки фриза изданы А. Марты-новым: "Русская старина", тетрадь 16.





















162. Три многоцветные эмалированные рельефные изразца с растительным орнаментом, образующие часть поясового узора из Нижне-го Новгорода. Изразцы при установке в перевязь образуют клеймо из крупных завитков, внутри которого помещена декоративная арка между двух столбов, увенчанных фиалами. Изразцы из красной глины, оттиснуты в форме, расписаны по рельефу эмалями: белой, бирюзовой, желтой, синей и коричневой про-зрачной глазурью. На эмалях цек. Размеры изразца 223 х 228 мм. Рум-па коробчатой формы, высотой 90 мм. ( с толщиной изразца). Изразцы находились в Румянцевском музее в Москве в отделе-нии Русских древностей за № 94, 98, 99. Поступили от архитектора Л.В..Даля. Рисунок изразца издается впервые.






163. Два многоцветные эмалированные рельефные изразца с расти-тельным орнаментом на церкви Богоявления (постр. 1691 г.) в Яро-славле. Изразцы поясовые, парные, с изображением завитков с окантованными листьями, расположенными в зеркальной симметрии. Изразцы из красной глины, оттиснуты в формах, расписаны по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной красно-коричневой глазурью. Размеры изразцов 228 х 223 мм. Изразцы находятся в наружной облицовке. Такие же изразцы вставлены по одиночке на Федоровской церкви (постр. 1637 г.) в Ярославле. Рисунок изразца издается впервые.
















164. Два многоцветные рельефные поясовые изразца с растительным и цветочным орнаментом на церкви Николы Мокрого (постр. 1672 г.) в Ярославле. Каждый из изразцов в отдельности - незаконченный рисунок, композиция которого рассчитана на соединение двух или нескольких изразцов. На изразцах в зеркальной симметрии расположены цветы, окруженные листьями-завитками. Изразцы из красной глины, оттиснуты в формах, расписаны по рельефу эмалями: белой, желтой, синей, бирюзовой, и прозрачной ко-ричневой глазурью. На эмалях цек. Изразцы прямоугольные, 273 х 355 мм. Изразцы поставлены на известковом растворе в наружной обли-цовке церкви. Той же формы изразцы имеются на церкви Петра и Пав-ла (постр. 1691 г.) в Ярославле. Цветная зарисовка из альбома Л. Даля опубликована Н.В. Султа-новым в исследовании: "Изразцы в древне-русском искусстве", СПб., 1885, табл. XI.







165. Многоцветный поясовой изразец с рельефным изображением расцветших завитков, с облицовки теремов в Московском Кремле. На изразце в центре пальметтовидный цветок, замыкающий два расцветших эллипсовидных завитка. У верхнего и нижнего края изразца узор из мелких пальметт. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой и синей. На эмалях цек. Изра-зец прямоугольный 335 х 423 мм. Румпа коробчатая, высотой 66 мм (с толщиной изразца). Изразец находился в 1915 г. в Музее Строгановского училища в Москве за № 1813/1.










166. Колонка и два поясовые многоцветные эмалированные изразца с рельефным изображением вазы с букетом, на церкви Рождества Бо-городицы в Бутырках (постр. 1682 - 1684 г.) в Москве. На двух изразцах - рельефное изображение вазы с двумя ручка-ми и помещенным в ней букетом; в нише, обработанной растительным орнаментом. Третий изразец - трехгранная полуколонна с рельефным лиственным и цветочным орнаментом. Изразцы из красной глины, оттиснуты в формах, расписаны по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной ко-ричневой глазурью. На эмалях цек и потеки, указывающие на обжиг из-разцов в вертикальном положении. Размер изразца из двух форм - нижняя 290 х 223 мм., верхняя 290 х 165 мм. И высота колонки - 388 мм. Изразцы находятся в наружной облицовке церкви над воротами вокруг колокольни. Датировка постройки по М. Александровскому " Указатель московских церквей", М., 1915, стр. 19. Рисунок изразца из-дается впервые.


167. Многоцветный эмалированный фасонный изразец 1680 - 81 г.г. из наружного фриза Верхоспасского собора в Московском Кремле. Изразец карнизный профилеванный, на гзымсе порезка из акантовых листьев, ниже на полке бусы, валик гладкий. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричневой глазурью. Размеры 350 х 280 мм. Имеется румпа. Изразец был поставлен на известковом растворе и составлял часть карниза-фриза наружной облицовки собора. Сведения об изразце см. 168. Рисунок изразца издается впервые.














168. Многоцветный эмалированный рельефный изразец 1680 -81 г.г. из наружного фриза Верхоспасского собора в Московском Кремле. Изразцы для фриза исполнялись в 1680 - 81 г.г. по формам рез-ных дел мастера старца Ипполита. Источники: 1) Дела архива Оружейной Палаты, столбец 189 (1680) года, № 151. Указ 189 г. ноября 28 великого государя о расходах по отделке 10 спасских и овдокеинских глав; 2) Забелин, Домашний быт русских царей, ч. 1, изд. Ступина, стр. 618 и 621. Изразец является частью подлинного фриза 17-го века, открытого в 1918 г. А.В. Филипповым, приглашенным для экспертизы в Кремль комиссийе по охране памятников и художественных сокровищ при Со-вете рабочих и солдатских депутатов. Экспертом было установлено, что существующий на Верхоспасском соборе изразцовый фриз являет-ся, на основании его рисунка, лепки, эмалей и глины изразцов, грубой реставрационной подделкой 19-го века. Эти соображения были под-тверждены экспертом, открывшим под крышей пристройки к собору подлинные древние изразцы 17-го века. Фриз искаженного реставрацией рисунка воспроизведен в изда-нии Федора Рихтера "Русские древности". Рисунок изразца издается впервые.




169. Многоцветный эмалированный изразец 1680 - 81 г.г. из фриза Верхоспасского собора в Московском Кремле. Изразец профилеванный, расчлененный на три части валиками. Две верхние части украшены орнаментными порезками; вверху узкая полка. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. Размеры 330 х 256 мм. Румпа имеется. Изразец был поставлен на известковом растворе и составлял часть фриза наружной облицовки собора. Сведения об изразце см. 168. Рисунок изразца издается впервые.


















170. Многоцветный эмалированный рельефный изразец 1680 - 81 г.г. на Верхоспасском соборе в Московском Кремле. На изразце изображены рельефные фрукты (виноград и груши на фоне листьев), обрамленные с одной стороны половиной картуши и с другой поясом из чередующихся бус и рустов. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. Изразец прямоугольный, 284 х 343 мм. Имеется румпа. Изразец поставлен на известковом растворе. Изразец находился в кладке под крышею пристройки к Верхоспасскому собору и составлял частью фриза, исполненного в 1680 - 81 г. по формам резных дел мастера старца Ипполита. В XIX в. при рес-таврации, заменен на соборе новым, воспроизведенным в изд. Ф.Рихтера "Русские древности": (см. 168). Рисунок данного изразца издается впервые.










171. Многоцветный эмалированный фигурный изразец с раститель-ным орнаментом, на церкви Петра и Павла (постр. 1691 г. в Яро-славле. Изразец сложной грушевидной формы, раздвоенной внизу и увенчанной узорным силуэтом цветка вверху. На изразце изображен цветок в центре и два парных завитка с цветами по обе стороны его. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и коричневой прозрач-ной глазурью. На эмалях цек и потеки, указывающие на вертикальное положение изразца в обжиге. Ширина изразца 323 мм. Изразец находится в облицовке церквей Петра и Павла и Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. 1) Изразец венчает кирпичные наличники окон 2-го этажа и 2) в том же применен в виде пояса над ло-патками. Рисунок изразца издается впервые.





172. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображе-нием птицы "оглядышка" в узорной раме, из Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде. На изразце, в узорной раме, дающей законченну. Фору лишь при соединении изразцов, помещена птица - "оглядышек" с головой по-вернутой назад. Одной ногой птица опирается на цветок, другая нога на завитке рамы. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, голубой, синей и прозрачной коричневой глазурью. На эмалях цек и потеки, указывающие на верти-кальное положение изразца в обжиге. Изразец квадратный, со сторо-ной 233 мм. Изразец находился в Румянцевском музее в Москве. Отделение древностей, 89 Р. Изразец в весьма условной схематичной зарисовке и окраске из-дан в издании Н.В. Султанова: "Изразцы в древнерусском искусстве". СПб., 1885, табл YI.



173. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображе-нием птицы в узорном медальоне из Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде. На изразце в узорной раме птица с длинной шеей и поднятыми крыльями, стоящая на одной ноге на яйцевидной подставке. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. На эмалях цек. Изразец квадратный, со стороной 233 мм. Румпа коробчатой формы. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Мо-скве, Лит ДК. В остальном см. 172. На изразце в узорной раме птица с длинной шеей и поднятыми крыльями, стоящая на одной ноге на яйцевидной подставке. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной коричне-вой глазурью. На эмалях цек. Изразец квадратный, со стороной 233 мм. Румпа коробчатой формы. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Мо-скве, Лит ДК. В остальном см. 172.


174. Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображе-нием птицы Сирина на Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде. На изразце в узорной барочной раме, дающей законченный рисунок при соединении изразцов, изображена птица в пышном оперении с женской головой в короне. Ноги птицы опираются на цветок. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, синей и прозрачной красно-коричневой глазурью. На эмалях потеки, указывающие на вертикальное положение изразца в обжиге. Изразец квадратный, со стороной 233 мм. На изразце следы известкового раствора. Изразец находится в Румянцевском музее в Москве, в отделении древностей, № 92 Р. В остальном см. 172.






175 - 178. Четыре многоцветные эмалированные изразца с рельефным изображением птиц в узорных медальонах на Сергиевской церк-ви в Нижнем Новгороде. На изразце № 175 изображен павлин с распущенными хвостом, стоящий на овальном граненом бутоне цветка. На изразце 177 помещена птица, кормящая двух птенцов (по легендарным данным пеликан кормил птенцов своим мясом). Ноги птицы опираются на лепестки цветка. На изразце 176 изображена птица, стоящая на одной ноге на цветке. Птица клюет яблоко, которое держит в другой ноге. На изразце 178 помещен индюк с распущенным хвостом, также стоящий на цветке. Каждый изразец в узорной барочной раме, дающей законченную форму при соединении нескольких изразцов. Изразцы из красной глины, оттиснуты в форме, расписаны по рельефу эмалями: белой, желтой, бирюзовой, голубой и прозрачной коричневой глазурью. На эмалях цек и сильные потеки, вследствие вертикального положения изразцов в обжиге. Изразцы прямоугольные, 228 х 238 мм. Румпы, поставленные под прямым углом к лицевой пластине, начинались от края изразцов (отбиты). Изразцы находились в Румянцевском Музее в Москве в Отделении древностей, № 86р, 90р, 91р, 87р. Изразцы тех же форм находятся в г. Вязниках в западной галерее Благовещенского монастыря, в ши-ринках под карнизом (25 изразцов) по данным А.И. Иванова "Забытое производство". В остальном см. 172.








179. Многоцветный эмалированный изразец с рельефной пти-цей-сирином на церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Угличе. На изразце изображена крылатая птица с ликом и торсом женщи-ны с распущенными волосами и короной на голове. В одной руке жен-щина держит ветку с ягодами, а в другой - цветы. У ног птицы помеще-ны два завитка. Изразец из красной глины, оттиснут в форме, расписан по рель-ефу эмалями: белой, синей, желтой, бирюзовой и прозрачной красно-коричневой глазурью. На эмалях цек и потеки, указывающие на обжиг изразца в вертикальном положении. Изразец прямоугольный, 305 х 273 мм. Румпа отступающая от края с налепкой высотой 110 мм. Изразец находится в Государственном Историческом музее в Мо-скве (Г), фотография с изразцов опубликована в Peasant Art in Russia, 1912, рис. 180.




180. Два фрагмента многоцветного эмалированного рельеф-ного изразца с надписью и датой (1652 - 1661), найденные в Москов-ском Кремле. Оба фрагмента являются частью одного изразца с рельефным растительным орнаментом в рельефной плоской рамке. На меньшем (верхнем) фрагменте часть растительного орнамента и рамки. На большем нижнем - кроме орнамента и рамки имеется часть обломан-ной картуши и надписи. Внизу, на поле изразца рельефные буквы ЗР…З (1652 - 1661). Фрагменты из светлой песчанистой крупнозернистой глины. Изразец оттиснут в форме, расписан по рельефу эмалями: белой, желтой и гла-зурями синей и зеленоватой (по белой эмали). Глазури пузырчаты, ча-стью матовы. На глазури цек и потеки, указывающие на вертикальное положение изразца в обжиге. Ширина изразца 228 мм. Румпа, отсту-пающая от края изразца, точеная на круге, бунтик не двойной, отвер-стие для крепления проткнуто пальцем. Высота румпы 90 мм. Фрагмен-ты найдены А.В. Орешниковым в Московском Кремле в 1915 г. во дворе бывшей Синодальной Конторы собора двенадцати Апостолов. Фрагменты находятся в Государственном историческом музее в Москве № 49456. Фотография нижней части изразца в Отчете Рос. ис-торического музея за 1915 год - М., 1917, стр.5, рис. 1.




[  На главную  |  Предисловие  |  Предисловие к web-изданию  |  Терракота в XYII веке  |  Муравленые изразцы  |  Орнаментика русских изразцов XYII века  |   Разновидности и конструктивное оформление изразцов  |  Примечания  |  Приложение 1. Список иллюстраций в тексте  |  Приложение 2. Аннотации и рисунки изразцов  ]